?

Log in

No account? Create an account

В кризис.ру

Экстренные новости экономики и бизнеса


Previous Entry Share Flag Next Entry
РЖД и бизнес заберут дороги в пожизненное управление
vkrizis
 
06 октября 2010 19:12:00 

Первая высокоскоростная магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга появится уже в 2014 году и сократит время проезда между двумя столицами до 2,5 часов, она будет построена в рамках частно-государственного партнерства с применением модели контракта пожизненного управления. Эксперты уверены, что такая модель создаст сверхъестественную монополию, которая противоречит всем канонам рыночной экономики - конкуренция будет отсутствовать полностью.

 

 

Сегодня в своем блоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил, что создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году является стратегическим проектом РЖД, который изменит транспортную систему страны. Будет создана альтернативная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить безопасное движение поездов со скоростью 350 км/час. Первая высокоскоростная магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга появится уже в 2014 году и сократит время проезда между двумя столицами до 2,5 часов, оставив за бортом вопрос конкуренции с авиацией.

 

 

Высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург - Москва оценивается в один триллион рублей. По ней предполагается курсирование 42 пар поездов в сутки. Скорость передвижения составов - 350 – 400 км/час, соответственно преодолевать расстояние между двумя столицами поезда будут за 2 с половиной часа. При этом, объем перевозок должен достичь 14 млн пассажиров за год. Тендер на ее строительство объявят в 2011 году.

 

 

«Она будет построена в рамках частно-государственного партнерства с применением модели контракта пожизненного управления, которую мы сейчас согласовываем с правительством. Дальнейшее развитие сети ВСД пойдет по пути того, чтобы связать отдельные города на уровне близких друг к другу регионов», - отмечает г-н Якунин.

 

 

По оценкам экспертов, политика развития частно-государственного партнерства с применением модели контракта пожизненного управления весьма спорна и опасна.

 

 

 «Пожизненное управление – это нонсенс! Пожизненное управление означает, что мы создаем сверх-естественную монополию, это противоречит всем канонам рыночной экономики, конкуренция будет отсутствовать полностью. К пожизненному управлению я отношусь категорически отрицательно», - считает директор Департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

 

 

По словам Олега Белого, генерального директора института Транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, в распределении ответственности в рамках частно-государственного партнерства с применением модели контракта пожизненного управления крайне необходимо, чтобы приоритетными полномочиями в рамках обеспечения безопасности и ответственности за перевозки пассажиров обладало именно государство.

 

 

« Пожизненное управление - для меня новость, может быть, здесь присутствует некий политический аспект, может быть оно и имеет право на жизнь, но только со стороны государства, в отношении частных партнеров пожизненное управление в РЖД неприемлемо», -  уверен эксперт.

 

 

Также глава РЖД отметил вопрос о запуске скоростных поездов по маршрутам Москва -Берлин и Москва - Париж. По словам Якунина, на этих направлениях достаточно большой пассажиропоток.

 

 

«Если сейчас до Берлина мы доезжаем за 36 часов, то, поставив правильные поезда со скоростью 200-250 км/час, время в пути можно будет сократить до суток», - предсказал глава РЖД.

 

 

Как отмечают эксперты, несмотря на все злоключения «Сапсана», практика показывает перспективность проекта скоростного сообщения, недаром он себя окупает, его текущая рентабельность положительная.

 

 

«РЖД отстает от мировых конкурентов только в скорости, мы просто не успели ранее организовать скоростное движение, - полагает Олег Белый. - Все проекты, которые озвучивает Якунин, давно востребованы, с повышением скоростного сообщения железнодорожного транспорта преимущества российского транспорта будут только возрастать».

 

 

По словам Игоря Николаева, такие проекты скоростного сообщения нужны, но не до, а после 2030 года, кроме того, есть отдельные перспективные направления скоростного сообщения.

 

 

«Однако Москва – Берлин и Москва – Париж технически конечно реальны, но, с точки зрения капиталовложений, это неосуществимо. Тем более, сокращение с 36 часов до 12 на сообщении Москва - Берлин нереально, скорость на этом отрезке в 250 км/ч невозможна. Все дело в дороге, а это десятки миллиардов рублей затрат. Необходимо решить проблемы пригородного сообщения внутри страны, а то мы замахиваемся на великие и весьма затратные проекты, не решив первостепенно проблемы, которые волнуют сотни тысяч людей», - заключает эксперт.

Сергей Якухин, «В кризис.ру»